Новости Искусство не стареть.

Искусство не стареть.

От самого рождения и до глубокой старости в нашем организме происходят постоянные физиологические и психологические изменения. Эти процессы неразрывно связаны и направлены на адаптацию организма к условиям окружающей среды, успешному взаимодействию с социумом, и реализацию стоящих перед человеком вызовов. Развитие происходит неравномерно, а скачкообразно. Поэтому учёные физиологи, психологи и социологи создали возрастную периодизацию, отражающую задачи стоящие перед человеком на каждом этапе и пути их реализации. То есть подготовка человека к старости происходит на всём протяжении его жизни. Рассмотрим, какие же этапы проходит человек в своём развитии, и какие задачи стоят для каждого возраста. Как организм подготавливается для выполнения этих задач. Перестройка всех органов и систем при переходе от одного периода к  другому является стрессом для организма, и это состояние называют кризисом. Основные периоды:1) Новорожденность 1-10дн  2) младенческий до года, 3) ранний возраст до 3 лет4)детский до 11-12 лет5)подростковый до 15-16, 6) юношеский до 20-21,7) зрелость от21 до 60,  8)пожилой возраст от60 до 75, 10) старческий  от75 до 90, 11) долгожители 90+

 Итак, задачи на каждом этапе:Новорожденность, это время, когда организм учится функционировать автономно, отдельно от материнского организма. Это самый сложный и опасный период, когда наиболее велик риск детской смертности. Запускаются все системы дыхательная, пищеварительная, терморегулирующая и т.д.  В младенчестве развиваются органы восприятия, взаимодействие с окружающим миром и др. людьми. Ребёнок осваивает способы передвижения в пространстве и переходит от ползания к прямохождению.Ранний возраст характеризуется появлением речи и навыков самообслуживания. Происходит первое рождение личности.  Кризис 3 х лет появление протестов, стремление к самостоятельности, выход в социум. Детский возраст освоение правил взрослой жизни через игру.  Самым тяжёлым кризисом является подростковый. Переход от детства к юности, гормональные бури, половое созревание отделение от родителей часто через конфликт. Рискованное поведение. Протест против контроля и опеки  со стороны взрослых, при отсутствии сформированных навыков самоконтроля, приводит  зачастую к глубоким депрессиям, девиантному поведению, и попыткам суицида. В задачи юношескоговозраста входит формирование личности, профессиональное становление, поиск пары для создания семьи. Это время расцвета организма. Детские болезни уходят, так как являются проекцией родительских проблем, а свои ещё не наработаны. Главная задача найти свой путь в жизни через раскрытие своего потенциала, своей неповторимой индивидуальности. Зрелость делится на два этапа 21-35 лет и 35-60. На первом этапе основной задачей является рождение и воспитание детей, сейчас сроки сдвинулись и часто эти задачи реализуются и во втором периоде. Хотя во втором периоде уже происходит увядание половой функции, начинаются климактерические изменения.И второй этап ставит перед собой задачу, качественно подготовится к следующему периоду, пожилому возрасту. Что сюда входит? Заложить фундамент материального благополучия, построить карьеру, сделать накопления, обзавестись жильём, воспитать детей, дать им образование и отпустить в самостоятельную жизнь, научиться следить за своим здоровьем, проходить профилактические осмотры, регулярно принимать пищевые добавки, сформировать здоровые привычки в питание и занятиях фитнесом.  Обеспечить возможность полноценного отдыха и восстановления организма с помощью санаторно-курортного лечения. Иметь увлечения и хобби, широкий круг общения и социальную востребованность. С чем же связан кризис пожилого возраста и каковы его основные риски? Главным образом со сменой образа жизни. Дети уже не нуждаются в нашей поддержке, многие выходят на пенсию и высвобождается много свободного времени для себя. Но обычно научиться жить для себя мы не успеваем. И в этот момент ощущая свою «ненужность» , возникает огромный риск скатититься в депрессию и в болезнь. Значит самой главной задачей пожилого возраста, является фокусирование на потребностях своего организма. Диалог с ним! Организм не случайно начинает активно посылать нам сигналы о своём состоянии: здесьзаболело, здесь заныло, здесь дёргает. Мы направляем своё внимание на эту область. А внимание это поток психической энергии, которая обладает целительной силой. Такой процесс фиксации внимания на теле называется сомососредоточение.  Это очень важный навык для освобождения от психосоматических расстройств. Наступление старческого возраста после 75 лет характеризуется нарушением физиологических и психических  функций, инволюцией всех органов и систем. Психологически человек воспринимает этот период как усталость, пресыщенность , безразличие к происходящему. Функции головного мозга так же претерпевают свои изменения. Происходит отмирание нейронных связей, ухудшается память, мышление, внимание становится рассеянным, эмоционально- волевая сфера  беднеет. Есть риск возникновения возрастной деменции. Каковы же задачи этого возрастного периода? Наука геронтология ставит перед собой задачу как можно дольше сохранить высокое качество жизни человека в преклонном возрасте. Сохранить самостоятельность, самообслуживание, планирующую функцию и рассудок. Старческий возраст является переходным в новое качество жизни. Человек уже не настолько привязан к материальному аспекту жизни. Для него на первый план выходят ценности метафизического или религиозного плана. На пороге вечности, человек начинает понимать и чувствовать свою связь с мирозданием, перестаёт ощущать себя как исключительно физическое тело. Он постепенно перетекает в окружающее пространство, иногда он транслирует свои видения своим близким. Иногда его высказывания кажутся странными, но во все времена и у всех народов мудрость старейшин была вне критики. Очевидно, что старикам видно и понятно то, что не доступно более молодым. Китайская поговорка гласит: если в вашем доме нет старика, вам следует его приобрести.Почему так? Потому что, опыт общения с глубоко пожилым человеком раскрывает нам понимание бесконечности бытия, отпускание материального и связь с пространством. Ну а пока мы не подошли к этому этапу, необходимо стараться растянуть как можно дольше период активного долголетия.

Итак, признаки активного долголетия и пути достижения.

  1. Сохранение подвижности суставов и мышечной массы.
  2. Сохранение координации движений и энергии.
  3. Сохранение здравого ума
  4. Сохранение интереса к жизни, стремлений и желаний
  5. Сохранение контактов с родственниками и друзьями
  6. Сохранение навыков самообслуживания
  7. Сохранение увлечений.

 

Наиболее известные люди сохранившие работоспособность в очень зрелом возрасте это люди публичных профессий. Актёры, учителя, врачи, политики. Что же способствует их активному долголетию? Публичные выступления тренируют память, внимание широкой аудитории требует постоянно следить за своей внешностью. Не набирать вес, заниматься фитнесом, делать омолаживающие процедуры. Но самое главное это взаимодействие с другими людьми. Общение, обмен энергией и информацией.

Таким образом, мы можем сформировать программу формирования навыков необходимых для достижения активного долголетия.

Мы отметили, что смена этапов в жизни человека всегда является кризисом и переживается как стресс. Кризисы, как говорили Великие , это движущая сила развития. Во время кризисов как раз нарабатываются новые формы поведения, новые навыки необходимые для выживания в изменившихся условиях. Эти изменения организм переживает как стресс. Мы часто слышим от врачей ,совет избегать стрессов. Это уже стало общим местом. Мы настолько привыкли воспринимать стресс как безусловное зло, что начинаем переживать от того, что испытываем стресс. Во время стресса у нас поднимается артериальное давление, учащается пульс, выбрасываются в кровь нейромедиаторы.Всё то же самое происходит с нами и во время физической нагрузки. Это делает нас сильнее и выносливее. Стресс это тоже тренировка организма направленная на адаптацию к новым условиям. Поэтому то, стремление избежать любого волнения, часто приводит людей к самоизоляции, обеднению впечатлений и эмоций и как следствие быстрой потери нейронных связей и развитию признаков деменции.

 

 

Доклад подготовлен психологом ЦМП Кондратюк Ларисой Петровной.